• Гaдaния, прeдскaзaния, мaгия нa "Divinatio.ru" O мнoгoм мoжeт зaстaвить зaдумaться oднa — eдинствeннaя цeркoвь, выстрoeннaя мнoгo вeкoв нaзaд, oнa мoжeт вскoлыxнуть тысячи мыслeй, o кoтoрыx чeлoвeк и нe пoдoзрeвaл прeждe, мoжeт зaстaвить кaждoгo из нaс oщутить свoю нeрaстoржимую связь с истoриeй и культурoй Рoдины. Вглядитeсь в грaнитныe лицa жeстoкиx, зaбытыx дeспoтoв, пусть нe смущaeт вaс иx внeшнee oднooбрaзиe. Нeрeдкo стaринa oстaвляeт зритeля рaвнoдушным, взгляд eгo бeсстрaстнo скoльзит пo кaмeнным лицaм eгипeтскиx фaрaoнoв, тaким oдинaкoвo нeпoдвижным, пoчти мeртвым. Нo вoт стoит мaлeнький, xрупкий xрaм, чуть колышется его светлое отражение в спокойной воде Нерли, нежные тени обрисовывают очертания каменных зверей и птиц над узкими окнами — и исчезает время. И не только потому, что «бесполезные» произведения стоят миллионы. Птицы и львы, чуть угловатые человеческие головы на стенах церкви — это те образы, что жили в сказках, а потом и в воображении людей. И памятник стоял в самом центре города, наиболее оживленном его месте, где Адмиралтейская сторона соединялась с Васильевским островом. И потому солнечный квадратик на вощеном паркете, бархатистая кожица яблока, тонкая чеканка серебряного бокала в их картинах становятся свидетелями и выразителями этой любви. Оказывается, культ мертвых заставлял древних египтян видеть в статуях не просто изображения человека, но обитель его духовной сущности, его жизненной силы, того, что в Древнем Египте называли «ка» и что по их представлениям продолжало жить после физической смерти людей. И все же мадонна, несомненно, итальянка — неуловимой легкостью жеста, золотистой кожей, веселой простотой. Эти удивительные качества делают живопись особенно драгоценным искусством. Совсем маленькая, легкая, одинокая на широкой зеленой равнине. И картины в Эрмитаже. Как же можно не беречь бесценное наследие прошлого! А в искусстве есть все это, и время не способно ему помешать. Именно роднящих в самом прямом смысле слова, ведь белокаменная церквушка под Владимиром вобрала в себя черты культуры русской, национальной, во всей ее неповторимости. Но ничто не может заменить живой встречи с историей. Но красота природы едва ли зависит от человека, она вечно обновляется, на смену умирающим деревьям растет новая веселая поросль, выпадает и сохнет роса, гаснут закаты. В маленьком зале, что в первом этаже парижского Лувра, где благоговейная тишина царит у статуи Венеры Милосской, невольно думаешь о том, скольким людям дарило счастье созерцание совершенной красоты этого смуглого мрамора. Можно отлично знать сотни дат и фактов, понимать причины и следствия событий. Внукам наших внуков. Они «живут» на городских улицах и площадях, и тогда их судьбы тесно и навсегда сплетаются с судьбами города, с событиями, происходившими у их пьедесталов. Нет, храм Покрова на Нерли, как и сотни других зданий, не просто памятник архитектуры, но сгусток чувств и мыслей, образов и идей, роднящих прошлое и настоящее. Воспетое поэтом наводнение, грозный гул декабря 1825 года и многое, чем знаменита история Петербурга, происходило здесь — у Гром — камня, постамента статуи. Может возникнуть и другая мысль — да, исторические ценности нужны науке, но зачем они мне? Однако столетний дуб, помнящий давно ушедшие времена, не создан человеком. Поэтому нас не удивляет, что тратят силы, время и средства на восстановление древних зданий, что картины, как людей, лечат, делают им уколы и просвечивают на рентгене. Войны и революции, гениальные открытия ученых, исторические потрясения, великие перемены в судьбах народов. На нашей планете существует множество вещей, не имеющих утилитарной ценности, не способных ни накормить, ни согреть людей, ни вылечить от болезни,это произведения искусства. Единственную партитуру бетховенской симфонии перепишут и снова сыграют, стихи, поэмы и песни люди помнят наизусть. Подумайте о том, почему такими близнецами, словно спящими наяву людьми, изображали скульпторы древности своих царей. Лишь один мост, временный, понтонный, соединял тогда берега Невы, как раз напротив «Медного всадника». И даже небольшие крупицы знания бросят новый свет на показавшиеся сначала скучными каменные изваяния. Узнаете, что эта церковь была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в честь победы над волжскими болгарами и в память погибшего в бою княжича Изяслава; что поставлена была она у слияния двух рек — Клязьмы и Нерли, у «ворот» владимиро-суздальской земли; что на фасадах здания — причудливая и великолепная каменная резьба. Пушкин не уставал любоваться «свободной стихией» моря. В любой, даже самой краткой книге по истории русского искусства вы найдете упоминание о ней. И это не мелкая обывательская любовь, а глубоко осмысленное, высокое чувство, и поэтическое и философское. Люди, как могут, защищают их от беспощадного времени. А картины, дворцы, соборы и статуи, увы, смертны. Вот об этом и нельзя забывать. Так в искусстве проходит перед нами духовная история человечества, история открытия мира, его смысла, еще не полностью познанной красоты. Выставки
15/07/2015
Новый проект, открывшийся в Ярославском художественном музее, посвящён творчеству Василия Верещагина14/07/2015
«Секреты частных коллекций» — выставка произведений владимирских художников из частных коллекций11/07/2015
Музей Востока отметил 30-летний юбилей своего филиала в Майкопе выставкой «Художники Северного кавказа»10/07/2015
В Центре «Преодоление» открыта выставка графики Леонида Козлова «История человечества в портретах»09/07/2015
Произведения Никаса Сафронова на выставке «Избранное» в Пензе08/07/2015
В Хабаровский художественный музей из Санкт-Петербурга прибыла выставка «Передвижники. Только ли прошлое? То, как ощущали свое время люди. Прекрасна и природа: древние темные дубы чаруют наш взгляд порой не меньше, чем произведения искусства. Пройдут многие годы. И знаменитые белые ночи, когда туманные прозрачные облака медленно тянутся по светлому небу, словно повинуясь жесту властно простертой руки Петра,разве можно, думая о них, не вспоминать «Медного всадника», около которого много поколений прозрело столько поэтических и незабываемых часов! И от нас зависит, чтобы пламя в нем не поколебалось ни на минуту. На такое способно только искусство. Для всех нас «гигант на скачущем коне»источник сложных и волнующих ассоциаций, мыслей, воспоминаний. Взгляните хотя бы на картины Яна ван Эйка, первого великого мастера нидерландского Возрождения, на то, как пишет он вещи, микроскопические подробности бытия. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. Не зная его или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став настоящим человеком, сознающим ответственность за прошлое и будущее Земли. В самом деле, даже если из миллиона экземпляров «Войны и мира» уцелеет один, то роман останется жить, его напечатают снова. Поэтому прежде чем ответить на вопрос «Для чего?», и ответить на него по-взрослому, серьезно, надо о многом подумать и многое понять заново. Нет, не проходите спокойно! С детства нас учили, что литература и искусство помогают понимать смысл жизни, делают нас умнее, восприимчивее, духовно богаче. И, быть может, у кого — то мелькнет мысль, что не так уж интересны шеренги темных изваяний, что вряд ли стоит увлекаться ими. Искусство не только не теряет своей красоты, оно хранит свидетельство того, как предки наши смотрели на мир. В искусстве поколения передают Друг другу самое ценное, сокровенное и святое — жар души, волнение, веру в прекрасное. Дело не в этом. Искусство аккумулирует в себе чувства сотен поколений, становится вместилищем и источником человеческих переживаний. Тогда уже не станешь спрашивать себя, что интересного в этих гранитных фигурах. Как ни парадоксально это звучит, но, именно встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего. Десятки рук, сильных, бережных и искусных, сложили, повинуясь мысли неведомого строителя, белокаменное стройное чудо. А перед холстом мы помним — его касалась кисть Леонардо. А вот церковь Покрова на Нерли останется такой же, как восемь веков назад. Как удивительно сочетание совершенно конкретных, неповторимых черт лица, разреза глаз, рисунка губ с отрешенностью, с отсутствием всякого выражения, чувства, волнения. Будут построены новые города; современные реактивные самолеты станут смешными и тихоходными, а поездка на поезде будет казаться столь же удивительной, как нам — путешествие в почтовой карете. Это и образ далекого прошлого, когда родина наша «мужала с гением Петра», и великолепный памятник политическому деятелю, который «поднял на дыбы» Россию. Все это уже сегодня принадлежит будущему. А если представить себе, что эти скульптуры существовали уже тогда, когда даже Древняя Греция была еще в будущем, что им не одна тысяча лет, а каменные их глаза видели Фивы, разливы Нила у подножия совсем еще новых пирамид, колесницы фараонов, солдат Наполеона… Но можно заглянуть глубже: в тщательности мазка голландских живописцев, в их чуткости к прелести материального мира, к обаянию и красоте «неприметных» вещей — любовь к устоявшемуся быту. Разве слава этого монумента, одного из лучших памятников мира, только в художественных достоинствах? Отчасти поэтому они вызывают трепетное волнение, ощущение единственности. А вот улыбка «Мадонны Бенуа» трогает и нас, и соотечественников Леонардо, она дорога человеку любой нации. Как и восемьсот лет назад, в человеческом сердце рождается волнение, радость — то, ради чего и работали люди. Она входит в число тех зданий, которыми гордится страна и которые называют обычно «памятники архитектуры». Люди понимают: памятники культуры — общее достояние поколений, которое позволяет нам ощущать историю планеты как свое личное и дорогое. Кроме того, искусство, будь то статуя, собор или картина,это окно в незнакомый мир, отделенный от нас сотнями лет, сквозь которое можно разглядеть не только зримый облик эпохи, но и ее суть. На берегу реки Нерль близ города Владимира стоит церковь Покрова. И для живописи или архитектуры не нужен перевод, мы всегда «читаем» картину в подлиннике. Вспомним памятник Петру I в Ленинграде, знаменитого «Медного всадника», созданного скульптором Фальконе.