Рaбoтa нaд лeнинским oбрaзoм дуxoвнo oбoгaтилa Йoкубoнисa, пoзвoлилa лучшe пoнять лeгeндaрнoe врeмя пeрвыx лeт Oктября. Бoльшe всeгo — в oблaсти пoртрeтнoй скульптуры. Aвтoрoм пaрижскoгo пaмятникa пoэту являeтся знaмeнитый фрaнцузский скульптoр Бурдeль, кoтoрый пoкaзaл Мицкeвичa в oбрaзe пилигримa, стрaнникa, идущeгo с пaлкoй. Йoкубoнис — признaнный мaстeр, нaрoдный xудoжник СССР, прoфeссoр, oдин из вeдущиx сoвeтскиx скульптoрoв. Интeрeснo пристaльнee вглядeться в чeлoвeкa, пoнять и вoплoтить eгo xaрaктeрный oбрaз. И сeгoдня, спустя 20 лeт, этoт пaмятник являeтся зaмeчaтeльным прoизвeдeниeм сoвeтскoгo искусствa пo силe выразительности и по сдержанной скромности. Родился поэт недалеко от Вильнюса, в Белоруссии, учился в Вильнюсе, работал учителем каунасской гимназии. Неплохо придумал. В нем сказалась цельность характера Йокубониса, его одаренность, зрелое понимание задач искусства, профессиональное мастерство. Но городской шум не долетал сюда, здесь царила атмосфера сосредоточенности и тишины, которая всегда сопутствует труду большого художника. Я много искал, прежде чем остановился на этом варианте. Микенаса. Посмотрели на не законченную еще работу и говорят: «Хорошо, чувствуется связь с народным творчеством. Здесь в день годовщины народной трагедии собирались женщины и оплакивали погибших. Но если у тебя за спиной высокая профессиональная художественная школа — ты будешь делать глаза, а не прорезывать черточки. В ней выражена вся тоска по родине, и начинается она словами:
Отчизна милая, Литва! Можно ответить: и да и нет. Его всегда интересовал и интересует Человек с большой буквы, личность незаурядная, выдающаяся. Люди любят конкретизировать, и вполне понятно их желание видеть реальное лицо за художественным образом. Потому столь органично и естественно для художника его обращение к ответственнейшей теме — созданию образа В. Одна рука крепко сжимает шаль под подбородком, другая — платок, которым женщина утирала слезы. Если говорить о моем идеале, то это человек внешне сдержанный, негромкий, но в нем чувствуются твердость, воля, нравственная правда. Связь профессионального искусства с народным творчеством должна быть внутренней, глубинной. А. Вообще, его часто называли изгнанником, пилигримом. Ведь по их воле люди перестают интересоваться искусством, потому что оно теряет свою актуальность. Первый эскиз, например, изображал обелиск в виде обгорелой обломанной трубы. Внешние, наружные черты примитива не нужны. Плач по умершим восходит к своеобразному фольклорному жанру — причитаниям. А сегодня в мастерской Г. Хотя Мицкевич писал по-польски, мы считаем его не только польским, но и литовским поэтом,говорит Йокубонис. Я хочу сделать памятник молодому Мицкевичу, создать образ романтический, под стать эпохе, в которую он жил. Но и добра не делают, а незаметно приносят вред. При всей их многогранности мы можем определить идеал человека, который тот или иной художник стремился выразить. Но я не послушал совета. Если же анализировать формы конкретно, то они принципиально отличны от произведений народных мастеров. Вот уже несколько лет Гедиминас Альбинович является профессором Вильнюсского художественного института. Герои многих произведений скульптора — известные литовские поэты, писатели, художники. В процессе работы замысел углублялся, полнее раскрывалось идейное содержание скульптуры. Адаму Мицкевичу создано несколько монументов в Польше, во Франции, много скульптурных портретов, медалей. Памятник, установленный ныне в Москве на заставе Ильича, первоначально предназначался для естественной, интимной среды. В пророках, Давиде, рабах и Сивиллах великий скульптор воплощал свое видение идеального человека. Сегодня Г. Вторую половину жизни Мицкевич прожил в Париже, но там написал лишь одну поэму — прославленного «Пана Тадеуша». У «Матери Пирчюписа» есть черты, роднящие ее с традициями литовского придорожного памятника,фигура фронтальная, памятник расположен у дороги, его форма скупа, лаконична. Йокубонис в числе многих литовских художников и архитекторов принял в нем участие и получил первую премию. Здесь в 1944 году фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. В глубоком раздумье стоит литовская крестьянка. Его герои живут не в камерном, маленьком мире, а единой судьбой с народом, Родиной. И в этой силе, стойкости человека — верный залог будущей жизни, которая возродится на пепелище. Бывали даже курьезные случаи. Путь становления Йокубониса как мастера представляется прямым и ясным, творческий взлет — стремительным. Интересные работы были показаны на недавней молодежной выставке Прибалтийских республик. И как учитель, наставник Г. Это было блестящее, новаторское произведение молодого скульптора, которому тогда исполнилось 30 лет, фактически вторая самостоятельная работа после окончания института. Он воспел Литву, ее историю и народ с такой проникновенной силой, которая трогает и сегодня. Меня также нередко спрашивали: исходил ли я из принципов литовской деревянной скульптуры, ощущал ли влияние традиций народного творчества? Это корни нашего искусства, от которых нельзя уйти. Так и сегодня. Но им я был недоволен и стал искать другое решение — трагический силуэт женщины-матери. Успех был закономерен. Коваленко03/09/2015
Выставка художника Юрия Лисовского «Связь времён» открыта в комплексе «Дворец конгрессов»01/09/2015
Музей наивного искусства представляет художественную выставку «Ай да Пушкин»31/08/2015
В Сургуте открылась новая выставка московской художницы Татьяны Бреславцевой «Югорская тайна»30/08/2015
Новый выставочный проект развернулся в пространстве Южной галереи Морского вокзала Сочи28/08/2015
В Иркутском художественном музее прошло открытие Байкальской международной школы социальных исследований
Камню дал душу ваятель Мы беседовали с Гедиминасом Альбиновичем Йокубонисом в его мастерской, расположенной почти в самом цейтре Вильнюса. Я отбираю немногое. Выставки
04/09/2015
Персональная выставка кубанского художника Сергея Яшина «Чётное и чёрное» в музее им. В скульптуре «Матери Пирчюписа» я старался показать красоту человека, раскрыть мысль о том, что принесенные фашизмом смерть и муки не могут сломить человека и его готовности защищать мир, спокойствие, счастье,говорит Йокубонис.Много раз я слышал вопрос: кто явился прообразом моей героини? Скульптура предназначалась для выставки, в ней нет еще той чеканной обобщенности формы, которая придет позже, в следующих монументальных произведениях. Гордо и спокойно несет она страдание, свою долю. Художник всегда должен быть настроен так, что именно сегодня потребуется наивысшее напряжение сил для создания чего-то необыкновенного. Отсев, вероятно, закономерен во всякой области человеческой деятельности, где главным условием роста являются талант и труд. Самое ценное, что есть в сегодняшнем искусстве молодых,многогранность, своеобразие,считает Йокубонис.Молодые ищут свой идеал, путь в искусстве, героя. Каждый художник, на мой взгляд, имеет свое представление об идеальном образе. В Каунасе изучал живопись, фреску, мозаику, в Париже — скульптуру; учился у французских мастеров школы Майоля. И. Название этой литовской деревни болью отзывается в сердце каждого советского человека. Типы женщин, их одежда запечатлелись в моей памяти. Прямого заимствования нет. Но она дает яркое представление об идеале, который стремится воплотить скульптор. Но глаза не делай, наметь только черточки, не больше». Для Йокубониса они были наполнены напряженной работой. Возьмем высокий пример — классическое творчество мастеров Возрождения. Оплакивает ли она своих детей, скорбит ли о ближних и обо всех погибших за правое дело? Напротив — всячески помогал проявить ученикам собственную фантазию, индивидуальное дарование. Вся его творческая, сознательная жизнь связана с Литвой. Но для нас Адам Мицкевич всегда будет не изгнанником, а родным поэтом. Припомнил я это к тому, что даже в нашей профессиональной среде не всегда верно понимается связь с народными традициями. И подчас приносят не только радость. Однако он никогда не навязывал своих мнений. Ведь и в природе так же: сколько семян падает в землю — и сколько из них прорастает. Вот он приостановился на мгновение, задумался о чем-то важном… Остается очень небольшой процент работ со знаком качества. Иногда они неплохо котируются — никому не мешают, никому зла не делают. Если художник не решился на какой-то подвиг в творчестве, если считает, что творчество не более чем ежедневная обычная работа,от такого творца настоящей отдачи не жди. Правда, я не могу сказать, что в искусстве молодых все гладко и безоблачно. Настоящее искусство требует самоотречения. Самые возвышенные и святые чувства любви к Родине остро пробуждает образ величавой матери, одновременно скорбный и жизнеутверждающий. Учился я у известного литовского скульптора Ю. Потому его произведения трогают и волнуют нас, говорят о лучшем в Человеке, о нашем замечательном современнике. У каждого художника есть главная тема творчества. Вот как характеризовал он тогда свой замысел: «Фигура — основной акцент памятника. И больше других художники, его ученики. Как глубока боль в ее глазах! Ты как здоровье, Тот дорожит тобой, как собственною кровью,
Кто потерял тебя. Никакой моделью при работе я не пользовался, хотя, конечно, бывал в Пирчюписе. Это настоящий хозяин земли, уверенный строитель будущего. Он стал лауреатом высшей премии — Ленинской — после создания памятника жертвам фашизма в селе Пирчюпис. Йокубонис горд успехами своих учеников. Его мастерскую окончили скульпторы, которые сегодня в значительной мере определяют уровень литовского искусства. Образован был блестяще. Когда подходишь ближе, невольно все внимание притягивает лицо женщины. Ленина. В спокойном, уверенном шаге председателя, во всем его неброском и простом облике, волевом лице легко угадывается характер решительный, стойкий.