A нaрoд у нaс рaзный. Oбa мoлoдыx рeжиссeрa из Нaльчикa, гдe Сoкурoв нeскoлькo лeт нaзaд нaбрaл рeжиссeрскую мaстeрскую. Пусть нeмнoгo этиx людeй. Тaм пoкaзывaeтся сeрьeзнoe, нeкoммeрчeскoe кинo. Мoлoдoe кинo мoглo бы взять нa сeбя зaдaчу пo oздoрoвлeнию. Проводником этой идеи должно быть правительство страны, Министерство культуры, которые таковыми не являются. Но не как к отрасли, нуждающейся в развитии и защите. Это начнет действовать и на самих режиссеров, содержательная сторона кинопроизведений которых скукоженная, отстраненная. В программе фестиваля участвовали две полнометражные дебютные работы учеников Сокурова — «Софичка» Киры Коваленко, снятая на абхазском языке по прозе Фазиля Искандера, и «Теснота» Кантемира Балагова, которую уже оценили на Каннском кинофестивале. — Я как член совета по культуре многократно говорил о нетерпимой ситуации, которая существует с кинематографом в стране, — рассказал нам Александр Сокуров. Субсидируются они из городского бюджета. На Совете по культуре я в присутствии президента определил 17 пунктов, которые кажутся мне обязательными для сбережения национального кино. Это вызвало возражение президента страны. Но я остаюсь при своем: каждый фильм, который создается в РФ, в первую очередь тот, на производство которого выделяются общественные деньги — так я называю государственные деньги, деньги налогоплательщиков, — должен быть предъявлен публике по телевидению. Государство ушло из области поддержки молодежи, вошло в состояние конфронтации с ней. Когда-то сам Сокуров снял «Одинокий голос человека», который растоптали еще во ВГИКе. Несколько лет назад я говорил с одним нашим губернатором, попросил его найти хотя бы подвал на 50 мест, чтобы показывать молодежи настоящие, глубокие фильмы. — Нужно просто встать перед палящим солнцем и прикрыть кого-то, чтобы в тени человек мог прийти в себя, довести начатое до конца, в отдалении от слишком назойливых глаз — цензурных, спецслужб, коллег, — говорит Александр Сокуров. Мы являемся федерацией и должны в соответствии с Конституцией и строением нашей страны развивать федеральную природу кинематографа. А связано это с тем, что народ не дает заказа кинематографистам. Мы решительно проигрываем в гонке за качество мировоззрения. Я русский и в первую очередь ратую за российское кино. Никто из руководителей регионов не поддержал эти настроения и никогда не поддерживал национальное кино. По крайней мере, по тому каналу, который финансируется государством. С объектами культуры — беда в этой части страны. Благодаря аукциону мы собрали средства и приобрели профессиональную камеру, минимальный комплект для возможности записывать звук на площадке». Память о том, что мне было очень трудно, но всегда кто-то протягивал руку помощи, для меня свята. Все в наших руках. Сеанс должен состояться, даже если в зале пять человек, потому что там может находиться будущий Шукшин, Иоселиани или Тарковский. фото: Светлана Хохрякова
Александр Сокуров перед закладкой «звезды» на Аллее славы. — Говорил это и президенту. Только двое, по словам режиссера, экс-министр кинематографии и нынешний президент «Окна в Европу» Армен Медведев да Андрей Тарковский, не позволили утопить «Одинокий голос человека». Это глубоко противно моей природе человека, являющегося работником культуры». К сожалению, ни один из них не был принят. Республики Северного Кавказа с точки зрения культурного процесса — глубочайшая провинция. Мы могли бы представить миру самое грандиозное и уникальное кино на планете, если бы запустили механизм федерального развития кинематографа. Сожалею, что мы не получили поддержки министра культуры, который относится к кино, как к идеологическому оружию, как к сабле или мечу. Московские друзья помогли Александру Сокурову провести аукцион, что было бы, по его словам, невозможно в Петербурге, где нет никакой поддержки культуры со стороны частных лиц: «Петербург — город бедный. Должна там появиться и бесплатная реклама национального кинематографа. Я не люблю дух провинциализма где бы то ни было. Мы вам дали деньги из бюджета, и все! Через кинематограф многое можно поправить. У нас есть шанс. Молодое авторское национальное кино должно по определению финансироваться местным, федеральным или республиканским бюджетом. Это совсем не то, что было даже в самые тяжелые годы советской власти. Начиная работать в режиссерской мастерской в Нальчике, я выполнял гражданскую задачу.