фoтo: прeдoстaвлeнo прeсс-службoй ярмaрки
Eсли тeлeвeдущeму Aндрeю Мaлaxoву грaфик и зaрплaтa пoзвoляют пo утрaм пoкупaть «Рoзoвую вaту» (тaк и выглядит) xудoжникa Alosha у питeрскoй гaлeрeи Anna Nova зa €6 500, тo Ивaн Ургaнт, прибeжaвший с жeнoй Нaтaльeй Кикнaдзe пoд зaкрытиe, пoгoвaривaют, ушёл бeз пoкупoк. К тoму врeмeни рaзлит нe oдин дeсятoк бутылoк вoдки, и дaвкa стaнoвится aгрeссивнoй, причём сo вxoдa. Oн был oдин, и мнoгиe гoсти с VIP-билeтaми, прoстoяв пoлтoрa часа в очереди, недовольные возвращаются восвояси. С одного Михаила Куснировича весь вечер не спадает улыбка после того, как он объяснил главе Роспечати Михаилу Сеславинскому разницу между перформансом и инсталляцией.
Андрей Малахов с неволяшкой Григория Орехова.
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
Разыгрывают карту ярмарки-космополита — одновременно международной (Ближний Восток, Европа, США) и местного масштаба (Россия, СНГ) — силы локальные и глобальные. И так с её предисловия, где внушительные и многослойные (в прямом и переносном смыслах) скульптурные группы, биоморфными формами соответствующие названиям «Крем-брюле» и «Гора» 32-летнего Ивана Горшкова («Художник года Cosmoscow») из Воронежа соседствуют с программными вещами наших мэтров: Юрий Злотников (€4500 тыс., Pop/off/art), Илья Кабаков (€220 тыс., Арт4), Валерий Кошляков (€48 тыс., Арт4)… Эту подборку новой секции Past Present (работы музейного уровня авторов, пошатнувших современное искусство) Зельфира Трегулова рассматривает с особым удовольствием, видимо, от мысли, что все художники достойно представлены в Новой Третьяковке.
Стенд галереи XL.
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
За стенкой в клиентуру серьёзно метит московская «XL галерея» с иронично-лаконичными скульптурами Александра Повзнера (в среднем €12 тыс.), словно вышедшими с ранних полотен Виктора Пивоварова. Шесть первоклассных картин из проекта «Философские тетради Ольги Серебряной» классика висят здесь же. В недавнем нашем разговоре он сказал, что был бы рад, если бы серии не разрывались, и их покупал один человек. Но к сожалению, это маловероятно, поскольку только представленная часть цикла обойдётся любителю московского концептуализма в €250 тыс. Павел Пeпперштейн, осмотрев работы отца, устремляется к своей — остроумно-шутливой «Коммунистической станции «Юпитер», построенной в 2737 году» и выставленной за €50 тыс. на стенде Vladey.
Таус Махачева.
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
Тем временем на стенде галереи «Shaltai Editions» художница Таус Махачева кормит пресс-секретаря премьера Наталью Тимакову и Полину Дерипаску черным мармеладом из запеченной свеклы, моркови, чернил каракатицы и агар-агара (вещество из водорослей) в форме кроличьей норы. Это часть её исследования «Заметки с натуры» (40 тыс. руб.), посвящённого путешествию во времени и голоду в революцию 1917 года, на юбилей которой откликнулись все разделы ярмарки. А на десерт многие стекаются к галеристке Полине Аскери, которая угощает пончиками. Натуральным не пренебрегает куратор Иосиф Бакштейн. А несколько глиняных (каждый по 100 тыс. руб.) с грандиозного декоративного панно южно-корейского художника Джей Йонг Кима, намекающего на общество потребления, приобретает адвокат Александр Добровинский для своей дочери.
Михаил Куснерович и Полина Аскери.
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
За углом Пётр Авен присматривается к новому циклу из 20 работ (в зависимости от размера по €14 и 22 тыс.) Владимира Дубосарского, с которым у банкира недавно возникла полемика о вторичности русского искусства. Но Меккой по количеству посетителей стенд «Галереи 21» становится благодаря изобретательности художника Марины Звягинцевой, которую галеристка Ксения Подойницына «забрала с улицы» (до этого та работала только на открытом воздухе с паблик-артом). Для ярмарки Звягинцева собрала скамейку из водопроводных и стеклянных труб со светодиодной лентой, которая разражается бирюзовым светом, если на объект садится пара. Ольга Свиблова долго не переставала фотографировать работу, восхищаясь тем, как художник из бытового материала творит искусство.
Не меньший ажиотаж среди фото-любителей вызывает граффити с изображением Кирилла Серебренникова, сделанное Таней Штерн на стенде новоиспеченной московской галереи «Lazy Mike». Ее владелец Михаил Овчаренко решил таким образом поддержать режиссера в трудную минуту и поздравить его с 48-летием. Здесь же внимание привлекают первоклассные абстракции преуспевающего Николая Кошелева (€4-20 тыс.), живущего на Нью-Йорк и Москву. Еще по качеству абстрактных работ не уступает недавно зародившаяся в Москве галерея «Палисандр», представляющая эмигрирующих в Париж выходцев из Российской Империи Александра Гарбеля и Леона Зака ($15-45 тыс.). Ну а фаворитом среди новых галерей оказывается «Fragment» (специальный приз «Лучший стенд», позволяющий бесплатно участвовать в следующей ярмарке. Она представила удачную коммуникацию двух художников Ильи Федотова-Федорова (графика и объекты по € 2,3-15 тыс.) и Алексея Мартинса (деревянные скульптуры и рисунки по €600-2 тыс.). Оба талантливых парня — участники основного проекта Московской биеннале современного искусства.
инсталляция «ЗИП».
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
— Организаторы грамотно вставили ярмарку в сентябрьский календарь, когда мировые монстры пока еще «на покое», – отмечает российский коллекционер, прилетевший из Лондона. – Но они допустили серьезный стратегический промах, наложив её на День города, когда добраться возможно только на метро, что абсурдно для людей с деньгами. Организация и дизайн вызывают уважение. Но на привлечение серьезной международной клиентуры в сложившейся политической ситуации уповать бессмысленно. Приглашённые иностранные галереи не представляют особой ценности, а больше служат для поддержания статуса «международной ярмарки». Возможность музейных закупок пока не отлажена из-за бюрократических препон (У галереи «Файн Арт» купили объект с серпом и молотом Эдуарда Гороховского для будущего музея современного искусства в Воронеже. – К. К). Так что основные обороты — внутренний рынок, благо, он пока держится на плаву. Я для себя приметил кое-что заманчивое, но оно стоит значительно выше реальной цены. Видимо, некоторые решили одним махом отбить аренду стенда в €8 тыс. Ставку сделали на живопись, которая многим уже поднадоела, а на западных ярмарках и вовсе подзабыта.
Предполагалось, что зрительским хитом станет секция Focus, посвящённая норвежскому искусству, которая явилась не столь зрелищным новшеством этого года. Более выигрышным оказывается грузовик, развозивший молодых художников между стендами под лозунгом «Типография». Это единственная площадка в Краснодаре, которая последовательно занимается развитием и поддержкой современного искусства в регионе. Работы местных художников представлены на ярмарке инсталляцией группировки ЗИП, похожей на ларёк из металлических прутьев, где торгуют «живописью на деревяшечках» (в среднем по 5-8 тыс. руб.) в прямом смысле из-под полы. По изобретательности от ребят не отстаёт художник Александр Петрелли, продающий прямо у себя в пальто произведения искусства малых форм знаковых авторов, например участницы Венецианской биеннале Ирины Кориной. Легендарная галерея так и называется — «Пальто», и отпразднует в этом году 23-летие.
Работа Славы ПТРК.
фото: предоставлено пресс-службой ярмарки
На ярмарке множество как серьёзных вещей музейного уровня, так и забавных и изобретательных, типа стальной внушительной неваляшки, созданной Григорием Ореховым для медитации (€180 тыс., галерея Марины Гисич), или обескураживающих, как спортивный зал, где тренажеры с налётом гламура, а гиря украшена значками Louis Vuitton (Slava Ptrk, €550, 11.12 Gallery). В общем, Cosmoscow предъявила достойный срез современного искусства, которое волнует сегодня и может прогреметь завтра. И за пять лет стала важным событием как для профессионалов, так и просто для любителей арта.